Основная образовательная программа начального общего образования
Описание основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) Частного учреждения Средняя общеобразовательная школа им. С.В. Михалкова
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) Частного учреждения Средняя общеобразовательная школа им. С.В. Михалкова разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и основными принципами государственной политики РФ в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья с учетом специфики условий общеобразовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности.
Программа является инструментом управления качеством образования, источником информации об особенностях общеобразовательного учреждения при планировании, организации и осуществлении образовательной деятельности администрацией школы.
Текст Программы позволяет новым педагогам ознакомиться с укладом школьной жизни, традициями, ценностями, нормами поведения; педагогическому коллективу – понять смысл образовательной деятельности в школы им. С.В. Михалкова, планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с Программой, решать проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования; знать о достигнутых результатах и реализовать планируемые изменения. Знакомство с текстом Программы дает родителям представление о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности образовательного учреждения по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, что позволит им сделать осознанный выбор образовательного учреждения для ребенка, определить степень своего участия в управлении образовательным процессом и меру ответственности за результаты обучения детей.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
- обучающихся — в доступном качественном образовании, обеспечивающем развитие и самоопределение на основе усвоения
традиций и ценностей культуры и цивилизации, в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и
творческих возможностей личности;
- родителей – в социальной и психологической защите детей, их адаптации к условиям меняющейся социальной
ситуации;
- общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей
к продуктивной творческой и социальной деятельности во всех сферах деятельности человека;
- Нижегородской области – в развитии и сохранении традиций региона как важного экономического,
социального и культурного центра страны.
Программа создана с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения, в основу деятельности которого положены современная концепция развития качества образования.
Школа им. С.В. Михалкова направляет усилия всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей)) на достижение наилучших образовательных результатов у максимального числа учеников как в когнитивных (знаниевых), так и в прочих областях, и предоставление каждому участнику образовательных отношений возможности проявить себя как духовно-нравственную, самостоятельно мыслящую, инициативную личность в атмосфере заинтересованности и творческого поиска.
Миссия школы состоит в следующем:
Посредством реализации ООП НОО, программ внеурочной деятельности создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого ученика, формированию его гражданской позиции, осознанному и ответственному отношению к своему психическому и физическому здоровью, формированию у него потребности к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебной деятельности.
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы:
Основная образовательная программа направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всеми обучающимися с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (от 6,5 до 8 лет), разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещавшие и не посещавшие дошкольные образовательные учреждения) и т.д.
Основными принципами системы обучения являются:
- принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения – ориентация содержания образования на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ученика;
- принцип целостности образа мира – отбор интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями;
- принцип практической направленности – формирование УУД средствами всех учебных предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации, умений работать в сотрудничестве, в разном качестве, способности работать самостоятельно;
- принцип учета индивидуальных возможностей и способностей – использование разноуровневого по трудности и объему предметного содержания, когда каждый ребенок получает возможность усвоить базовый программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные обучающиеся имеют возможность расширить свои знания по сравнению с базовыми;
- принцип прочности и наглядности – через рассмотрение частного к пониманию общего и от общего – к частному. Основанием реализации принципа прочности являются разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий, продуманная система повторения учебного материала;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка – формирование у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня; создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
Общая характеристика основной образовательной программы:
Структура ООП соответствует ФГОС.
ООП обеспечивает: гарантию прав обучающихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательной деятельности (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья обучающихся, использование современного материально-технического обеспечения, информационное и психолого-педагогическое сопровождение.
Реализация образовательной программы происходит через УМК «Школа России» с 1 по 4 класс.
Учебно-методический комплекс «Школа России» предлагает принципиально новые дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, методический потенциал завершенных предметных линий в полном соответствии с учебным планом обеспечивает создание здоровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.
Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная образовательная программа начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ ИМ С В МИХАЛКОВА
Приложение №1 Рабочие программы учебных предметов
Приложение №2 Программы внеурочной деятельности
Аннотации к рабочим программам учебных предметов начального общего образования