Идет загрузка
(831) 438-59-40
г. Нижний Новгород, ул. Бринского, д. 4
Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
А
А
Выключить изображения

Встречи с интересными людьми

28 Март, 2019
Школа
Встречи с интересными людьми Интересная встреча с главным библиотекарем библиотеки им. В. М. Шукшина Шпаковской Ольгой Юрьевной.
2019 год объявлен в Российской Федерации годом театра. Но нельзя забывать, что 2019 год – это 75 лет полному снятию блокады Ленинграда и 100 лет со дня рождения писателя Даниила Александровича Гранина. Именно этим двум юбилеям 21 февраля 2019 г. в школе им. С. В. Михалкова была посвящена встреча с главным библиотекарем библиотеки им. В. М. Шукшина Ольгой Юрьевной Шпаковской.
На лекции-презентации «Блокада Ленинграда» учащимся 9-го и 11-го классов Ольга Юрьевна рассказала о жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, о судьбах людей, переживших блокаду, об их нравственных подвигах. Она напомнила даты битвы за Ленинград, блокады города, показала на карте движение вражеских войск и взятый в кольцо Ленинград, а также сообщила о путях сообщения блокадного города с Большой землей.
На лекции была представлена «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Ольга Юрьевна рассказала о писателях: Д.Гранин – первый, кто заговорил о блокаде [«Существовал к тому времени устоявшийся, окаменелый стереотип идеологии блокады. Блокада — героическая эпопея. Подвиг ленинградцев, которые не сдали город, отстояли его … Героизм заключался в другом. Это был героизм внутрисемейный, внутриквартирный, где люди страдали, погибали, проклинали; где совершались невероятные поступки, вызванные голодом, морозами, обстрелом. Это была эпопея страданий человеческих. Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений»] , это писатель-фронтовик (кстати, последний писатель-фронтовик, к сожалению, уже ушедший из жизни), блокадник, он воевал в окопах, защищая свой город; А.Адамович – белорусский писатель, именно ему принадлежит идея произведения. Книга содержит воспоминания блокадников, которые остались в живых к середине 1970-ых годов. «Конечно, прошло тридцать лет. С сорок пятого, допустим, по семьдесят пятый год. Память была засорена стереотипами кинофильмов, телевизионных передач, прочитанных книг и так далее. Все это приходилось отсеивать и добираться до личного. Личное было неповторимо.» .
На лекции-презентации Ольга Юрьевна зачитывала из книги воспоминания блокадников о голоде, мечтах о хлебе, показывала на слайдах фотографии обезображенного города, резко состарившихся людей, рассказывала о детях, которые не были эвакуированы, остались в Ленинграде и работали за станками, выполняя по полторы взрослых нормы, патрулировали крыши, подавали сигналы воздушной тревоги…
«Человек остается человеком» – так был озаглавлен ряд историй, где библиотекарь повествовала о людях, недоедавших, но старавшихся выкормить животных зоопарка, сохранить им жизнь и здоровье, например, как обмазывали бегемота глиной, чтобы не перемерзла шкура; о Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича (название «Ленинградская» произведение получило от А.Ахматовой), когда возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр, ведь большинство музыкантов вывезли из города еще в начале блокады. Ольга Юрьевна еще раз подчеркнула словами Д.Гранина, что «Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. … люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять» . Звучал фрагмент из «Ленинградской симфонии».
На лекции-презентации были рассказаны истории двух нижегородок, жизнь которых связана с блокадным городом. Это Бирент Людмила Викторовна и Родионова Светлана Сазоновна – читательницы библиотеки, где трудится О.Ю.Шпаковская. Светлана Сазоновна была эвакуирована до взятия Ленинграда в кольцо, но потеряла оставшихся там родных, к счастью, как оказалось, только на время войны: она была в тылу в детдоме всю войну, а родители вместе воевали. И мать, и отец выжили. После войны семья воссоединилась.
Людмила Викторовна помнит самое страшное: в ледяной квартире она осталась только со своей сестренкой двух лет, вдвоем они лежат в обнимку, пытаясь согреться, но, наверное, примерзают друг к другу … через какое-то время маленькую Людочку в буквальном смысле отрывают от сестрички, уже умершей, и эвакуируют из города. Люда выросла в Нижегородской области, приемных родителей считала родными, по окончании войны ее разыскал родной отец, чудом пережившим блокаду, но не сразу смог сказать ей о том, кто он, потому что видел, насколько хорошо дочери в этой семье. Лишь через год вновь приехал из Ленинграда и расплакался. Таким образом, у Людмилы Викторовны стало две семьи: нижегородская, где она выросла у приемных родителей, и ленинградская, где жил отец со своей новой семьей.
Под звуки «Лакримозы» лекцию-презентацию завершили слайды с фотографиями, показывающими быт, людей, улицы, здания блокадного Ленинграда.
В абсолютной тишине, боясь лишний раз пошевелиться, слушали подростки отрывки из «Блокадной книги» и рассказ Ольги Юрьевны. Было ощущение какого-то единения и сопричастности всех присутствующих к нашей общей истории, к подвигу, мужеству и памяти, которая должна жить в сердцах молодого поколения.